АКБ под надзором: системы дистанционного мониторинга

Рейтинг
Оценка: 5Голосов: 1Комментарии: 1

• «СЕТИ И БИЗНЕС» • №1 (68) 2013 •

Николай МИХЕЕВ

Системы дистанционного мониторинга аккумуляторных батарей предназначены для непрерывного контроля за состоянием АКБ, сбора, обработки и оперативного предоставления пользователю полученной информации, что, в свою очередь, позволяет планировать работы по обслуживанию батарей и их своевременной замене.

Чтобы быть уверенным в системе электропитания, нужно знать реальное состояние не только всего парка АКБ, но и каждой батареи в отдельности. Между тем зачастую аккумуляторы не контролируются вовсе или проверяются только во время регламентного технического обслуживания всей системы. Не выявленные и не устраненные дефекты АКБ часто проявляются в самый ответственный момент — при отказе внешней сети. Предотвратить такую неприятную ситуацию призваны специальные программно-аппаратные решения — системы мониторинга аккумуляторных батарей.

Принципы построения систем мониторинга АКБ

Большинство современных ИБП поддерживают те или иные функции контроля состояния батарей, работающих в его составе, но они достаточно поверхностны. Как правило, выполняется только базовый контроль состояния единичной батареи или массива. Следовательно, в первом случае ИБП ничего не знает о массиве, во втором — о каждой конкретной батарее; кроме того, невозможно определить несбалансированные характеристики нескольких параллельных массивов.

Простейшая проверка заключается в контроле симметрии напряжения АКБ относительно ее средней точки. У 12-вольтовой батареи сравнивается напряжение двух «полубатарей» (на трех правых и трех левых ее элементах). Они должны быть одинаковыми. Если это не так, значит, есть проблемы с каким-то элементом АКБ. И хотя этот способ позволяет лишь выявить проблему, однако он достаточно часто используется в ИБП.

Эффективным современным средством контроля и диагностики АКБ являются системы дистанционного мониторинга. Их задача — своевременное выявление ухудшения эксплуатационных характеристик аккумуляторов и предупреждение их внезапного отказа. Такие системы обеспечивают непрерывный контроль батарей и упрощают их обслуживание. Предназначены они, прежде всего, для особо критических объектов. Например, систем электропитания медицинских учреждений, ЦОД, банков, операторов связи, правительственных учреждений, аэропортов и т.д.

Система мониторинга АКБ состоит из датчиков и модуля обработки информации, а также блока базового координатора, который обеспечивает сбор и обработку первичной информации и передачу ее пользователю — как правило, с помощью интерфейсов RS-232/422/485 или SNMP. Эффективность системы мониторинга пропорциональна числу точек контроля и частоте измерений. При этом контролируются внутреннее сопротивление батареи, напряжение и ток, температура окружающей среды, ведется журнал событий.

Применяются также тесты батарей, наиболее распространенным из которых является «проверка цепи батареи». Эта проверка предназначена для оценки емкости аккумулятора и выполняется при его работе на реальную нагрузку. Для этого программно снижается напряжение на выходе выпрямителя системы питания постоянного тока, происходит разряд АКБ (в случае с ИБП батарею в режим разряда переводит процессор) до определенного уровня (это не глубокий разряд, когда напряжение на элементе падает до 1,8 В, ведь нужно обеспечить способность аккумулятора отдавать энергию в нагрузку при пропадании внешней сети электроснабжения) и получают график разрядной характеристики. Сравнивая его с характеристическими кривыми разряда этой батареи, можно оценить ее емкость. Если при периодическом повторении такого теста получаются сходные результаты (с учетом старения батареи), то поводов для беспокойства нет. В противном случае специалисты должны провести диагностику батареи и сделать заключение о ее пригодности для дальнейшего использования.

Здесь есть одна особенность. Дело в том, что номинальная емкость АКБ, которой обычно оперируют, — это ее показатель при десяти- или двадцатичасовом разряде (С10, С20). При изменении режима разряда меняется и ее величина. Например, с батареи 100 Ач при 10-часовом ее разряде можно снять ток 10 А. Но при 5-часовом разряде емкость АКБ составит порядка 90 Ач, и ток пятичасового разряда будет 18 А. А при часовом разряде (С1) — это уже 50 Ач при токе 50 А. При разряде же за время порядка 10 мин. (С0,16) емкость АКБ будет только 12 Ач при разрядном токе 180 А.

И наоборот, при более медленных по сравнению с номинальным разрядах емкость АКБ увеличивается. Например, при двадцатичасовом разряде (С20) она будет 108 Ач (если номинальная мощность 100 Ач приведена для десятичасового разряда), а при сточасовом (С100) — 120 Ач. То есть емкость батареи зависит от режима ее работы. Если нагрузка «плавает», то данные усредняются.

Результаты тестирования АКБ могут отправляться пользователю автоматически или по запросу. Например, система Thyrotronic компании Benning результаты теста «контроль цепи батареи» передает один раз в сутки. Для этого в выбранное время выходное напряжение выпрямителя занижается до 1,9 В/элемент на протяжении 5 секунд, переводя батарею в режим разряда. Одновременно контролируется напряжение на ее выходе. Если оно остается выше 1,9 В/элемент, то цепь батареи в порядке. При снижении ниже порогового передается сообщение «неисправность цепи батареи», активируется светодиод и реле групповой неисправности.

Этот способ обеспечивает тестирование АКБ при ее работе на реальную нагрузку (неразрушающий контроль), но он не отличается высокой точностью, так как от теста к тесту нагрузка может меняться. Поэтому в отдельных случаях применяют метод проверки, когда разряд батареи производится на некую фиксированную, своего рода эталонную нагрузку.

Некоторые потребители в своих системах мониторинга допускают выполнять не контроль емкости АКБ, а проверку ее большим, так называемым толчковым током самого токопотребляющего оборудования объекта. Предполагается, что если этот тест прошел успешно, то батарея будет выполнять свои функции и в других режимах.

Если говорить о конструктивном исполнении систем удаленного мониторинга аккумуляторных батарей, то они представляют собой программно-аппаратные комплексы, построенные по модульному принципу. Основными компонентами являются модуль датчиков и обработки информации, снимаемой с них, а также модуль базового координатора, который предназначен для сбора данных с датчиков и передачи информации пользователю с помощью интерфейсов RS-232/422/485 и (или) SNMP-aдаптера.

Предложения на украинском рынке

На украинском рынке не так много систем удаленного мониторинга аккумуляторных батарей, обеспечивающих их всестороннюю проверку. На сегодняшний день нам удалось выявить четыре таких предложения:

  • Eaton Cellwatch Battery Monitoring System;
  • BHC Universal (производитель — Socomec);
  • BMS от GE Digital Energy;
  • Alber Battery Monitoring Systems от Emerson Network Power.

Архитектура системы Cellwatch Battery Monitoring System компании Eaton, доступной на украинском рынке с 2008 года, представлена на рис. 1.

Рис. 1. Схема построения системы удаленного мониторинга АКБ Eaton Corporation Cellwatch Battery Monitoring System

Рис. 1. Схема построения системы удаленного мониторинга АКБ Eaton Corporation Cellwatch Battery Monitoring System

К каждому аккумулятору цепочки (стринга) последовательно соединенных батарей постоянно подключены модули сбора данных DCM (Data Collection Module), которые измеряют напряжение и внутреннее сопротивление до четырех элементов по 2 В или четырех батарей 6 либо 12 В. DCM в цепочке АКБ последовательно соединяются между собой и подключаются к контроллеру CU (Control Unit), который может обслуживать до четырех стрингов. Соединение между DCM и CU осуществляется волоконно-оптическим кабелем. К каждому контроллеру дополнительно могут подключаться датчики температуры.

На рис. 2 показана батарейная комната с установленными на стеллажах аккумуляторными батареями, которые находятся под контролем системы мониторинга. Отметим, что в этом году Cellwatch Battery Monitoring System была обновлена и модернизирована.

Рис. 2. Батарейная комната с аккумуляторами под контролем системы Eaton Cellwatch BMS

Рис. 2. Батарейная комната с аккумуляторами под контролем системы Eaton Cellwatch BMS

Все контроллеры соединены друг с другом, и с помощью последовательного интерфейса RS-485 передают собранную информацию в устройство мониторинга батарей iBMU (Battery Monitoring Unit), которое выполняет роль базового координатора. Фактически, iBMU — это аппаратный сервер со специальным ПО Cellwatch Applications, обеспечивающим сбор, обработку, хранение и предоставление данных мониторинга для анализа.

Измерение напряжения каждой батареи производится от шести до 24 раз в сутки, внутреннего сопротивления — от двух до четырех раз в сутки. Cellwatch BMS строит графики разрядных характеристик по каждой АКБ, формирует отчеты о результатах мониторинга в виде графических функций для визуального анализа.

Пользователь может программировать уровень тревог по таким параметрам, как пороговое напряжение, внутреннее сопротивление и температура, а также указывать частоту выполнения теста аккумуляторов. Система имеет встроенный монитор, на котором отображаются состояние каждой отдельной батареи, сигналы тревоги. Можно просмотреть историю каждой АКБ за 120 суток и более.

Чтобы исключить ситуацию, когда из-за отказа стартерных аккумуляторов невозможно запустить ДГУ при пропадании внешней сети электроснабжения и переходе ИБП на батареи, в системе предусмотрено контрольное устройство Generator Extender Kit. Оно подключено волоконно-оптической линией связи к собственным DCM, установленным на стартовые АКБ, а к CU — медным кабелем сat.5.

Система BHC Universal (Battery Health Check) компании Socomec осуществляет непрерывный мониторинг состояния аккумуляторных батарей и при необходимости генерирует предупреждающие сообщения. При подключении к ИБП производства Socomec система идентифицируется как BHC Interactive и выполняет не только мониторинг АКБ, но и взаимодействует с зарядным устройством фирменного источника бесперебойного питания, чтобы обеспечить оптимизацию эксплуатации батарей (при этом параметры работы зарядного устройства могут изменяться в зависимости от информации, собранной системой BHC Universal). Возможно автоматическое тестирование аккумуляторов, когда ИБП обеспечивает разряд АКБ, а BHC Universal осуществляет сбор данных и анализ состояния батарей.

При подключении к ИБП других производителей BHC Universal поддерживает только функцию мониторинга.

Архитектура системы BHC Universal схожа со структурой Eaton Cellwatch Battery Monitoring System. Цепочки последовательно включенных батарей объединяются в аккумуляторный блок. Максимальное количество аккумуляторов (12 В) в цепочке достигает 46, в блоке может быть до шести цепочек. К системе BHC Universal можно подключить до восьми аккумуляторных блоков, к BHC Interactive — до семи (восьмой порт используется для соединения с ИБП). Таким образом, BHC Universal способна контролировать до 2208 батарей 12 В.

Управляющий блок BHC Universal представляет собой специальную плату с восьмью разъемами для подключения аккумуляторных блоков и четырьмя программируемыми перекидными релейными («сухими») контактами. Плата размещена в шкафу BHC (BHC Universal Battery Telemonitoring Box) (рис. 3), который оборудован интерфейсами RS-485 и Ethernet.

Рис. 3. Шкаф модуля управления и сигнализации системы Socomec BHC Universal

Рис. 3. Шкаф модуля управления и сигнализации системы Socomec BHC Universal

Каждые 10 секунд система BHC Universal выполняет контроль тока в цепочках, напряжения батарей и температуру окружающей среды, осуществляет непрерывный сбор данных, диагностику аккумуляторов, цепочек АКБ и аккумуляторных блоков. Результаты мониторинга каждой батареи выводятся на сенсорный экран в графическом и текстовом виде (рис. 4)

Рис. 4. Вид сенсорного экрана центрального блока системы BHC Universal; меню ≪Батарея≫

Рис. 4. Вид сенсорного экрана центрального блока системы BHC Universal; меню ≪Батарея≫

На табло цветными символами индицируется режим работы батареи и ее состояние. Представление режима работы: зеленый — выполняется заряд батареи, желтый — разряд, серый — неопределенное состояние. Состояние АКБ отображается так: зеленый — батарея исправна, красный — неисправна, желтый — низкий уровень заряда, сиреневый — неопределенное состояние.

В меню «Система» индицируется состояние всего массива батарей в зависимости от состояния контролируемых аккумуляторов и указывается на наличие аварийного сигнала. В режиме «Подменю» на экран выводится информация о результатах контроля АКБ в табличном виде. Так ведется локальный мониторинг данных.

Для осуществления дистанционного контроля АКБ шкаф BHC может быть подключен к сети.

Система BHC Universal сохраняет результаты мониторинга батарей во внутренней базе данных. Значения напряжения, тока батарей и температуры непрерывно записываются в БД с интервалом 10 минут, а во время разряда — каждые 10 секунд. С таким же повышенным темпом сохраняются результаты тестирования батарей и аварийные сигналы.

Информацию из базы данных можно извлечь выборочно и представить ее в виде таблиц, по которым затем строить графики и создавать отчеты. Это позволяет, например, сравнить состояние батарей, зафиксированное в различные дни, подготовить список АКБ, подлежащих замене.

В зависимости от результатов анализа состояния батарей система автоматически генерирует предупредительные сигналы различного уровня (например, о состоянии отдельной батареи, цепочки АКБ, аккумуляторного блока в целом и др.), которые выводятся на сенсорный экран и отправляются пользователю виде уведомлений.

В системе мониторинга аккумуляторных батарей BMS, которую предлагает компания General Electric, один управляющий блок (Sentinel Monitor) может контролировать пять цепочек АКБ из 32 последовательно соединенных аккумуляторов (160 батарей на блок). До восьми блоков могут объединяться в общую систему контроля. Таким образом, BMS способна выполнять мониторинг до 1280 АКБ. К основным объектам контроля относятся напряжение батареи, температура окружающей среды и в цепочке аккумуляторов, ток и напряжение цепочки АКБ, импеданс батареи.

Потребитель может выбрать вариант комплектации системы ВMS в зависимости от контролируемых параметров. Возможна также поставка системы с двумя типами датчиков: Measurement Module и m-Sensor. Первый измеряет только напряжение на батарее; m-Sensor фиксирует напряжение на АКБ, ее импеданс и температуру в цепочке аккумуляторов. Ток цепочек батарей определяется отдельными датчиками. В измерительных цепях обеспечивается оптическая гальваническая развязка.

Напряжение на батарее контролируется каждые четыре секунды одновременно по всему парку АКБ. Импеданс — ежедневно или по запросу. Система BMS может быть подключена к локальной сети объекта. Управляющий блок поддерживает интерфейсы RS-232 и SNMP. Программное обеспечение Link системы BMS обеспечивает прогнозирование и планирование работ, ведение журналов событий с возможностью оповещения, построение графиков разрядных режимов, автоматизированную обработку данных, ведение базы данных для проведения анализа и построения прогнозов состояния АКБ.

На рис. 5-7 приведены снимки с мониторов пользователя системы. На рис. 5 (Event) представлена  кривая тока разряда батареи. Градации по оси времени — 1-2 секунды. На нижнем графике (Trend) показано семейство кривых величин импеданса (средние значения) для семи батарей: MB1(Z)—MB7(Z). Градации по оси времени — один раз в сутки.

Рис. 5. Графики тока разряда и внутреннего сопротивления АКБ

Рис. 5. Графики тока разряда и внутреннего сопротивления АКБ

Рис. 6. Параметры аккумуляторов цепочки батарей

Рис. 6. Параметры аккумуляторов цепочки батарей

Рис. 7. Сведения об отчетах по результатам мониторинга

Рис. 7. Сведения об отчетах по результатам мониторинга

Система Alber Battery Monitoring Systems компании Emerson Network Power каждые пять секунд контролирует температуру окружающей среды и в цепочках АКБ, напряжение и ток батарей, а также их внутреннее сопротивление. Данные мониторинга заносятся в базу для последующего просмотра и анализа.

При разряде АКБ контроль параметров выполняется каждые четыре секунды, система переходит в режим ведения журнала событий, в который заносятся значения напряжений на батареях и разрядный ток. Пользователь устанавливает нижний порог тревоги по напряжению, температуре и верхний — для внутреннего сопротивления.

Alber Battery Monitoring Systems работает под управлением специализированного ПО Battery Monitor Data Manager (BMDM), которое обеспечивает комплексное управление системой, анализ тенденций и позволяет строить наглядные графики с информацией о батареях, в наибольшей степени подверженных риску выхода из строя.

Система может поставляться в нескольких вариантах комплектации. Модульное решение BDS256 Battery Diagnostic System (рис. 8) разработано для больших комплексов бесперебойного питания.

Рис. 8. Система диагностики батарей BDS-256

Рис. 8. Система диагностики батарей BDS-256

В комплект входят измерительный модуль DCMXL48 (Date Collection Module), подключаемый к аккумуляторам — один или более на цепочку батарей, модуль RTM-XLR (Resistance Test Module), обеспечивающий измерение внутреннего сопротивления АКБ (один на стринг), и модуль-контроллер CMXL8 (Controller Module) — один на восемь цепочек по 240 батарей в каждой. Таким образом, контроллер может одновременно контролировать до 1920 аккумуляторов. Соединения между DCM, RTM и CМ выполнены волоконно-оптическим кабелем.

DCM сравнивает полученные данные с установленными пользователем порогами. При выходе эксплуатационных параметров АКБ за эти уровни CM-XL8 через «сухие» контакты выдает сигнал тревоги; сообщение об этом событии передается на удаленный компьютер и в ЛВС объекта через порты USB и RS-232, модем, сетевую карту, а в обслуживающую компанию — по протоколу Modbus или SNMP.

В системе Alber есть также компактное модульное решение BDS-40 Battery Diagnostic System (рис. 9), базирующееся на двух модулях: Base Unit и Plus Unit.

Рис. 9. Система диагностики батарей BDS-40

Рис. 9. Система диагностики батарей BDS-40

Base Unit рассчитан на мониторинг сорока АКБ, размещенных в одном батарейном шкафу, и может управлять пятью Plus Unit. Таким образом, система способна контролировать шесть батарейных шкафов, в которых может быть размещено до 240 аккумуляторов. В остальном функционирование BDS-40 и ее коммуникационные возможности аналогичны BDS-256.

Решение локальных задач

На рынке есть также решения, позволяющие в той или иной степени выполнять определенные функции удаленного мониторинга аккумуляторных батарей. Рассмотрим два из них: Smartpack компании Eltek и DC Expert от Eaton.

Smartpack (рис. 10) — это устройство управления и контроля (в том числе мониторинга АКБ) систем электропитания постоянного тока, построенных с использованием выпрямительных модулей Elatpack2 и Powerpack.

Рис. 10. Устройство управления и контроля Smartpack

Рис. 10. Устройство управления и контроля Smartpack

Smartpack обеспечивает локальный или удаленный мониторинг напряжения, тока и температуры АКБ (опционально). Местный контроль параметров осуществляется с помощью трех кнопок на передней панели устройства, а его результаты отображаются на фронтальном ЖК-дисплее. При активации сигнала тревоги (к которому может привести нарушение симметрии батареи, выход напряжения и температуры за указанные пределы и др.) на передней панели подсвечивается светодиод, а на ЖК-дисплее появляется информационное сообщение. Удаленный мониторинг возможен с ПК пользователя через модем, порты RS-232 и USB или по ЛВС объекта с использованием интерфейса SNMP. Система работает под управлением специализированного ПО Smartpack PowerSuit, установленного на удаленном компьютере.

Другое решение — DC Expert. Это программный продукт для тестирования аккумуляторных батарей, который встраивается в ИБП Powerware пятой и флагманской девятой серий компании Eaton.

Традиционные подходы к тестированию АКБ подразумевают отключение выпрямителя и перевод всей нагрузки ИБП на питание от аккумуляторов. При этом критическая нагрузка подвергается риску — при отказе батареи во время тестирования ИБП должен мгновенно перейти на байпас (при отключенном выпрямителе). Кроме того, величина критической нагрузки изменяется от теста к тесту, как и равная ей тестовая нагрузка батареи. Это определяет невысокую точность при оценке состояния АКБ.

При проверке батарей с использованием технологии DC Expert работоспособность массива аккумуляторов определяется во время автоматических ежемесячных тестирований. При этом отбирается не более 10% емкости батарей, что не оказывает заметного влияния на время поддержки нагрузки. После тестирования батареи заряжаются до первоначальной емкости.

Во время тестирования выпрямитель не отключается, а работает на инвертор параллельно с батареей так, что большая часть нагрузки приходится на выпрямитель, а меньшая — на батарею. Величина нагрузки батареи не изменяется от теста к тесту и не зависит от текущего значения нагрузки ИБП. При таком методе тестирования с включенным выпрямителем критическая нагрузка не подвергается риску — при сбоях или отказе АКБ нагрузка полностью переводится на питание от сети. Кроме того, тестирование при малой нагрузке практически не влияет на срок службы батарей. И, наконец, неизменность нагрузки от теста к тесту значительно повышает достоверность контроля.

DC Expert обеспечивает пользователя информацией о напряжении, токе батарей в режиме реального времени. По итогам тестирований ведется журнал событий, в котором хранятся последние 30 результатов. Они используются для анализа состояния батарей, планирования их техобслуживания и замены при необходимости.

«Температура» рынка

Итак, на украинском рынке СГЭ есть предложения систем удаленного мониторинга аккумуляторных батарей, хотя их и не так много. А что же со спросом? По мнению экспертов, за последние 2-3 года продаж систем удаленного мониторинга АКБ и проектов с их использованием практически не было. За исключением разве что одного решения на базе системы Cellwatch Battery Monitoring System.

Почему же эти высокотехнологичные, современные решения так мало востребованы? Одна из основных причин — высокая стоимость и длительный срок окупаемости (обычно 3-4 года).

Как правило, это многовато для украинских реалий, и дорогостоящие проекты с таким сроком окупаемости не очень привлекательны для нашего заказчика (зачастую просто не рассматриваются). С другой стороны, система мониторинга АКБ — это ведь не технологическая линия, выпускающая какую-то продукцию, которую можно продать и получить прибыль. Вполне возможна такая ситуация, когда к моменту плановой замены аккумуляторных батарей выяснится, что никаких особенных неприятностей при их эксплуатации не было, и у пользователя может возникнуть вопрос: «Зачем же были потрачены деньги на приобретение этой системы, ее инсталляцию и поддержку?». Здесь нужны другие подходы, другая мотивация, и прежде всего — потребитель должен правильно оценить риски и позаботиться об обеспечении безопасности своего бизнеса на случай внезапного отказа АКБ.

Стоимость системы удаленного мониторинга аккумуляторных батарей зависит от ее комплектации, количества АКБ, которые нужно контролировать, конфигурации СГЭ. Играет роль не только количество аккумуляторов, их емкость, но и физическое размещение батарей на объекте, схема соединений. Например, стоимость системы BMS, предназначенной для мониторинга 120 аккумуляторов, установленных в четыре батарейных шкафа по 30 батарей в каждом, составляет 25 тыс. евро.

Решение Cellwatch Battery Monitoring System для контроля 20 АКБ обойдется в $5 тыс. Модуль управления и сигнализации системы BHC стоит 4845 евро, а универсальная измерительная плата (MAU) представлена наборами для измерения напряжения (558 евро) и тока (799 евро).

Стоимость системы Alber в комплектации BDS256 для мониторинга пяти батарейных цепочек по 48 АКБ в каждой (всего 240 аккумуляторов) составляет 33,5 тыс. евро. Alber BDS-40 для контроля двух батарейных шкафов по 40 АКБ в каждом, укомплектованная модулем Base Unit и одним дополнительным модулем Plus Unit, обойдется в 21 тыс. евро.

Действительно, недешевые решения, особенно если речь идет о массиве АКБ с сотнями аккумуляторов, а системы мониторинга могут контролировать и тысячи батарей. Еще одна причина низкой востребованности систем мониторинга АКБ — инертность в подходах потребителей к новым решениям. Большинство из них, например, вполне устраивает традиционный контроль в ИБП не отдельной батареи, а всего массива в целом. Вложению средств в автоматические системы непрерывного мониторинга АКБ пользователи предпочитают по старинке раз в квартал или полгода проводить обслуживание батарей с замерами их параметров вручную собственными специалистами или приглашенными со стороны.

Системы дистанционного мониторинга аккумуляторных батарей — дорогостоящие решения, актуальные, главным образом, для крупных проектов, где количество аккумуляторов может исчисляться десятками и сотнями, а их стоимость — превышать цену силового оборудования. На украинском рынке СГЭ есть предложения таких систем, но фактически полностью отсутствует спрос. С учетом этого вряд ли можно всерьез говорить о рынке систем дистанционного мониторинга АКБ. Формирование его, по-видимому, дело будущего, и зависит оно, на наш взгляд, от пересмотра потенциальными пользователями своего отношения к таким системам, как к средству обеспечения успешности и безопасности собственного бизнеса.

Редакция благодарит компании «Акку-энерго», «НТТ Энергия», «Пульсар-Лимитед», «СВ Альтера», «Итон Электрик», «Мегатрейд», «Бест Пауэр Украина», Alpha Grissin Infotech Ukraine за помощь при подготовке статьи.

Если Вы нашли ошибку в тексте, то выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter или нажмите здесь.

Сообщение об ошибке

Ошибка:

Ваш комментарий (не обязательно):

Да Отмена

Об авторе seti_i_biznes

Журнал «Сети и бизнес» - издание для специалистов в области сетевых технологий и рынка телекоммуникаций.