Как интернет-провайдеры в телевизор попали?

Зарождение идеи

Если верить данным сайта www.internetworldstats.com, то за последние 12 лет количество пользователей Интернет в Украине увеличилось почти в 80 раз и сегодня составляет  почти 16 млн.

Безусловно, этому способствовало множество факторов: открытый доступ на рынок для новых игроков (интернет-провайдеров), высокий спрос на услугу среди домашних клиентов и бизнес-пользователей, постоянное снижение цен на оборудование доступа.

В результате чего,  у нас появилось, по состоянию на сентябрь 2013 года,  более чем 3,5 тыс. операторов/провайдеров связи — это уже данные реестра Национальной комиссии по вопросам регулирования связи и информатизации Украины. Огромная цифра, если представить что в большинстве развитых стран отрасль связи является достаточно монополизированной. Стоит отметить, что там абонент может получить в “одном флаконе” три, а то и четыре  услуги: кроме непосредственно Интернет-доступа, фиксированную телефонию, цифровое ТВ и мобильную связь.

У нас же дополнительных услуг никто из операторов внедрять не спешил: сети строили небольшие и средние предприятия и “возиться” с той же телефонией и её маленькой маржой не хотелось. Да и абонент диктовал свои условия – ничего кроме Интернет он не хотел, главное чтобы подешевле платить в месяц и, понятно, бесплатное подключение!

Когда операторы начали наконец-то считать прибыль стало ясно: без дополнительных услуг долго не протянешь на конкурентном рынке с признаками стагнации.

Как раз из таких дополнительных услуг востребованным осталось разве что кабельное ТВ. Во многих городах, особенно на востоке и юге страны, эта технология развивалась ещё с начала 90-х. Из-за ограничений технологии и часто неповоротливости самих кабельщиков, абонент покупал ТВ и Интернет у  разных поставщиков. И надо отметить что некоторое время провайдеры кабельного ТВ и Интернет мирно сосуществовали вместе. Но опять же вернёмся к прибыли. После того как очередь абонентов на подключие к Интернет стала резко сокращаться, провайдеры задумались о внедрении новых услуг. Ну и привычно взор пал на кабельное ТВ, тем более что появилась возможность реализовать предоставление услуги проще, по уже построенной  телекоммуникационной сети и с использованием технологии IPTV.

Тут стоит заметить что в отличии от рынка Интернет-доступа, кабельщики практически всегда работали в правовом русле. Было понимание, какие нужны лицензии, с кем заключать договора на ретрансляцию каналов и необходимость соблюдать требования  Национального совета по ТВ и радио. Да и что греха таить, провайдеры кабельного ТВ давно умели жаловаться в различные контролирующие инстанции в случае выявления нарушений со стороны коллег по рынку.

Но когда на этот же рынок вышли пионеры “сетестроения”, даже у видавших виды телевизионщиков округлились глаза. Всё абоненту транслировалось бесплатно, никаких лицензий никто и не собирался получать, договора с правообладателями тоже не заключались. Логика была проста:  Интернет не имеет границ, а ТВ — это лишь часть контента, такого как фильмы или музыка, их можно свободно скачать. И апофеозом всего этого может быть фраза одного провайдера Интернет: “Это не я транслирую – это мои абоненты смотрят…”.

Начало конца

Особняком от описанной выше ситуации стояли операторы связи, которые изначально понимали все риски от возможных неправомерных действий и пошли получать лицензии в Нацсовет. Пришлось, правда, занять длинную очередь –  сроки рассмотрения заявлений не соответствовали ожидаемым и растягивались на долгие месяцы, а то и годы.  С проблемами в получении лицензий столкнулись даже гранды телеком-индустрии.

Что же лицензируется на сегодняшний момент? Национальный совет подошел к вопросу творчески: вместо лицензирования услуги началось лицензирование технологии предоставления такой услуги. Например, лицензия провайдера программной услуги (именно так именуется кабельное ТВ) на сегодня есть 2-х видов. Обычная, когда сигнал ретранслируется с применением аналоговой/цифровой технологии и «необычная» – с использованием технологии IPTV.  Документы выглядят одинаково, но если Вы решили кроме услуги аналогового кабельного ТВ предоставлять и IPTV своим абонентам – готовьтесь получать 2 лицензии на один населённый пункт.

Кроме непосредственно получения лицензий, любой провайдер программной услуги должен быть готов к дополнительным регулярным расходам. Во-первых, это платежи правообладателям за право ретрансляции их контента на территории определённого населённого пункта. Во-вторых, в последнее время достаточно сильно активизировались Организации Коллективного Управления (ОКУ), которые действуют в рамках несовершенного ЗУ «Об авторских и смежных правах». Они требуют оплаты роялти в размере 5% от дохода, закреплённого Постановлением Кабмина №71 от 18.01.2003г. Законность подобных требований достаточно спорная,  но после того как суды начали становиться на сторону ОКУ, последние сильно активизировались. Это всё вылилось в проверки крупных Интернет-провайдеров органами внутренних дел и СБУ на предмет нарушения авторских прав.

Тем не менее, можно сказать, что коммерческое внедрение услуги IPTV в сетях Интернет-провайдеров уже началось и стало массовым явлением. Спрос на саму услугу оценить сложно и врядли он будет на первых порах выше, чем в соседней России, где процесс начался на пару лет раньше. Там количество подписчиков IPTV редко превышает 10% от всей абонентской массы Интернет-провайдера. Тем не менее, пока мы получали лицензии, строили сети, мотивировали абонентов, на рынке появилось новое явление — ОТТ (Over the Top Technology) платформы. Которые пока не регулируются, не ограничены сетями одного оператора и могут распространяться откуда угодно и куда угодно. Революция на рынке платного ТВ только начинается или она уже закончилась?

Жакун Константин, компания «ТЕЛЕКОН»

www.telekon.ua

Если Вы нашли ошибку в тексте, то выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter или нажмите здесь.

Сообщение об ошибке

Ошибка:

Ваш комментарий (не обязательно):

Да Отмена

Об авторе telekon