Как использовать аккумуляторы на полную эффективность

ПРОБЛЕМА, КАК ОНА ЕСТЬ

На форумах сетестроителей можно часто встретить темы об источниках бесперебойного питания (UPS), обсуждаются их отказы. Значительная часть отказов связана с аккумуляторами.

Пользователи наугад перебирают UPS и батареи разных фирм, но общая картина не улучшается. Сам я сменил 3 или 4 UPS, которые проработали в среднем по году. Это менее 10 циклов «заряд-разряд». В итоге обхожусь сейчас без него. Попробуем с этим разобраться в части аккумуляторных батарей (АКБ).

Практически все системы резервного питания сейчас базируются на свинцовых кислотных аккумуляторах. В принципе, они не так уж плохи – КПД 0.72- 0.75, сравнительно недороги, а появление АКБ необслуживаемого типа AGM значительно упростило эксплуатацию. Электролит в них не проливается при авариях, АКБ может работать в любом положении.

Свинцово-кислотная система была разработана в 1906г. Казалось бы, за столетие можно было узнать про эту систему абсолютно все. Но сегодня наблюдаем вроде бы необъяснимые многочисленные их отказы. Если опустить причины явно некачественного изготовления АКБ, то много вопросов все-таки останется.
Много-много информации и дезинформации можно найти на просторах Интернета. Много повестей, легенд и постов про АКБ. Один из них: «Батарею убивает разряд, но готовят ее к этому при заряде».

Советы по выбору АКБ

При множестве противоречивых сведений полезно обратиться к классике. Учебникам для специалистов [6]. Что там можно узнать?

ЗАРЯД

Не вникая в химические формулы, полезно усвоить, что в АКБ (будем говорить о 12-вольтовой батарее конструкции AGM) все идет хорошо, пока напряжение не превысит 13.6-13.8 вольта. Выше – начинается разложение воды в электролите с выделением гремучего газа – смеси водорода и кислорода. Если это кратковременно, то количество разложившейся воды незначительно, порядка 1грамма для 100Ач батареи при заряде ее до 14.5В. Если же аккумулятор под таким напряжением находится долго, то электролит в нем «кипит». Конечно, это не настоящее кипение, а выделение пузырьков газа, как в газированной воде. В наливных батареях это хорошо слышно.

Постепенно количество электролита, точнее воды в нем, уменьшается до недопустимой величины. Те, кто вскрывал отказавшие батареи часто видел, что они внутри чуть ли не сухие.

Заряжать АКБ до 14.5-14.8 В можно в режиме циклического использования. Т.е. зарядил дома, съездил на рыбалку – зарядил опять и поставил на полку. В UPS так делать недопустимо. Тут должен поддерживаться буферный режим – 13.6-13.8 вольта. Большинство изготовителей это пишут на корпусе «standby 13.6-13.8V».

Пишут-то пишут, но мало какой офисный UPS этого придерживается. Часто там для удешевления напряжение устанавливается дешевым стабилитроном с низкой точностью поддержания напряжения. Другой стимул у продавцов дешевых UPS – показать при покупке более длительную автономную работу. Дело в том, что при заряде до напряжения 13.6-13.8 АКБ запасает лишь 80-85% от максимальной емкости. Зарядить до более высокого напряжения – продемонстрировать работу на 15-20% времени больше. А то, что АКБ быстро выходит из строя – потребитель купит другую. Каким током заряжать? Общепринято считать, что 10% от номинальной емкости.
Т.е. АКБ емкостью в 40Ач можно заряжать током не более 4А. Весь процесс заряда должен занять около 10 часов.

Для офиса вроде и приемлемо, но конструкторы подводных лодок с этим мириться не могли. Там быстрая зарядка, хотя бы частичная, – вопрос жизни. В результате исследований было выведено правило: «Ток заряда должен быть равен недостающему заряду в ампер-часах». Это значит, что полностью разряженную АКБ емкостью 40Ач можно начинать заряжать током в 40А. Но потом ток нужно уменьшать по мере роста напряжения по сравнительно сложной зависимости. Такой режим позволяет полностью зарядиться за 6 часов. На практике в UPS это не используется, слишком сложно его организовать, но знать это не помешает. Обычно на АКБ указывают и предельно допустимый зарядный ток.

А если эту батарею заряжать током в 50-100мА? В конце заряда – можно. А вот если с самого начала, то батарея будет терять емкость. Не будем вникать в химию процесса, но происходит «сульфатация» – вредное явление необратимого снижения емкости.

Почему 13.6…13.8 В? Почему не ровно, скажем, 13.65? В этих цифрах заложен еще и температурный коэффициент. Если АКБ где-то на чердаке, который летом нагревается, то лучше 13.6В, а если в помещении, то можно 13.8В. Если температура 50С и выше (бывает в металлических закрытых шкафах прямо на солнце) то АКБ просто высыхает, стоит это учесть.

Очень хорошо, если в UPS организован циклический режим заряда. Т.е. заряд идет до 14.3-14.5 а потом полностью прекращается и зарядный узел только наблюдает за напряжением. Как только оно опустится ниже 12.5-12.6В (теоретически 12.72В), заряд возобновляется. Это позволяет полнее использовать емкость АКБ. Но в серийных UPS я такого пока не встречал, наверное усложнение зарядного узла мешает.

Что еще стоит учитывать, так это резкое снижение характеристик при отрицательных температурах. При минус 20С аккумулятор может вообще не воспринимать заряд и емкость его уменьшается почти вдвое.

РАЗРЯД АКБ

Очень важный процесс. Тут две составляющие – энергетика и химия. Большинство изготовителей АКБ, называя емкость своих изделий, указывает ее при 20-часовом разряде. Это значит, что 40Ач батарея отдаст обещанные 40Ач при разряде током не более 2А (порядка 20-25 ватт). Конечно, пользователей UPS такое не устроит. Они от 40Ач АКБ часто желают получить киловатт. А это ток до 100 А. Много энергии потеряется на проводах и внутри самой АКБ. В таких режимах отдаваемая энергия (эффективная емкость) резко уменьшается и может составить 40-60% от номинальной.

характеристики АКБ

Рис.1 Типовые разрядные характеристики АКБ.

Поэтому, рассчитывая на длительное время автономной работы АКБ придется ставить по емкости большие. Как глубоко можно разряжать батарею? Это очень важно!
Большинство изготовителей офисных UPS считают, что так глубоко, как только получится. И разряжают до 9.5 – 10,0 В. Это дает им демонстрацию дополнительно 3-5% времени автономной работы. На Рис.1 эта дополнительная энергия показана голубым прямоугольником. К тому же, часто там отсечка (выключение) по полному разряду тоже сделана весьма халтурно, не имеет долговременной и температурной стабильности.

Между тем в учебниках разъяснено, что если так глубоко разрядить АКБ и не начать ее заряжать в течение 20 минут, то происходит необратимая потеря емкости. Часто ведь UPS свое автономное время отработал, а сетевое 220 все не подают, и не подают… Оптимально разряжать до 10.5- 10.7 В. В этом случае отберем 95% энергии и сохраним ресурс АКБ. Для увеличения срока службы многие изготовители советуют прекращать разряд даже при 11В. Заставлять батарею отдавать последние капли энергии – очень вредно!

ХРАНЕНИЕ И ОБСЛУЖИВАНИЕ

Часто бывает, когда поставили АКБ в UPS где-то на выносной точке и забыли. Не только про АКБ, но и на каком точно чердаке оборудование находится. А через какое-то время точка глохнет, UPS не работает. Вроде бы и UPS в порядке и батареям чуть больше года, целую партию проверяли, были хорошего качества.

Когда-то мы свои маленькие 5-вольтовые UPS для «мыльниц» комплектовали покупными батареями. Закупили несколько десятков штук, вроде неплохих. Простояли они на складе чуть больше года и … почти полностью потеряли емкость, хотя перед хранением были заряжены. Так называемая, сульфатация у неиспользуемых АКБ.

Я достаточно много почитал о всяких чудодейственных методах и приборах десульфатации. Не буду выносить по ним категоричного суждения, но все попытки восстановить АКБ кончились в лучшем случае возвратом 30-35% первоначальной емкости. Пришлось их просто выбросить.

Поэтому, раз в полгода-год необходимо производить полный разряд и заряд АКБ. То ли провоцируя UPS на переход в автономный режим, отключая сеть 220, то ли, на более высоком уровне организации работ, организуя периодическую замену АКБ по графику. Снятые АКБ нужно проверить в лабораторных условиях, давая полный цикл разряд- заряд и исправные – на полку подменного фонда.

То же самое, если АКБ просто хранятся на складе. АКБ не любят долгого покоя, периодически им нужна «встряска» по полной форме. Контрольный цикл заряд-разряд. В таком режиме у меня лет 6 технологические батареи пока живут здоровыми. Вот пока все, об общих причинах отказов АКБ. Дальше можно обсудить составные батареи, где есть своя специфика.

СОСТАВНАЯ АКБ

Для многих приложений простая 12-вольтовая АКБ недостаточна. Слишком большие рабочие токи требуются. Поэтому, АКБ соединяют последовательно для получения нужных рабочих напряжений. На моей практике известны от 2 до 20 последовательно соединенных АКБ.

Казалось бы, ничего особенного, берем одинаковые АКБ и соединяем последовательно. Готово, включаемся? Можно, конечно, включаться, но тут начинается весьма неприятное для составных батарей явление – разбалансировка.

Долгое время это явление как-то не замечалось, сейчас интерес к нему резко возрос. Что такое балансировка составной АКБ? Как всюду, в технике, не может быть двух абсолютно одинаковых изделий, даже винты, гайки имеют допуск на отклонения.

Тем более, не бывает двух абсолютно одинаковых по емкости и внутреннему сопротивлению АКБ. Даже в одной партии одного изготовителя.

Изготовитель гарантирует емкость «не менее» номинальной. Это значит, что больше указанной в техдокументации она вполне может быть. Насколько больше? Ну, хорошо, если на 2-5%. Больше это же не меньше, вроде и неплохо. Но тут и начинаются неприятности.

При зарядке через все АКБ течет один и тот же ток, это последовательная цепь. АКБ заряжается, как известно, током. По мере заряда напряжение на ней начинает расти. Напряжение прямо связано со степенью полученного заряда, но рост его зависит от емкости АКБ. На батареях меньшей емкости напряжение растет быстрее, на более емких – медленнее. К концу заряда на «малых» АКБ напряжение может превысить оптимальное, а на «больших» еще далеко не достигло конечного. Малые перезаряжены, начинают «кипеть», большие еще не получили полного заряда.

А зарядное устройство еще не выключается, оно контролирует сумму напряжений на всех АКБ. Наконец, суммарное напряжение достигло заданного порога и зарядка прекратилась. И что получилось? Малые АКБ потеряли часть емкости из-за «выкипания» электролита, большие не полностью зарядились. Далее, при разряде, особенно глубоком, до конца, неприятности продолжаются.

Разряд ведь контролируется по общему, суммарному напряжению составной АКБ. Ток от всех АКБ отбирается одинаковый. Понятно, что у АКБ с меньшей емкостью напряжение падает быстрее. В процессе глубокого разряда оно может упасть очень низко и эта АКБ потеряет и без того малую емкость. Через несколько циклов заряд-разряд проблема стремительно нарастает и заканчивается отказом составной АКБ.
В офисных UPS на это не обращают внимания. Их срок жизни 10-15 циклов заряд-разряд, гарантийный год как-нибудь протянут, дальше большинство потребителей купит новый. В энергопитании калибром побольше (мощные и ответственные UPS, солнечные и ветряные электростанции) такой подход недопустим. Слишком дороги АКБ и их замена. Необходимо как-то уйти от этой проблемы.

Ранее такие проблемы, скажем, на телефонных станциях, решались через аккумуляторщика. Специально обученный человек периодически измерял напряжение на каждой банке АКБ, следил за уровнем электролита, регулировал его концентрацию, заменял подозрительные или явно потерявшие емкость АКБ.
Как курьез сегодняшний, можно привести самодельный электротранспорт. Там многие вообще не признают никаких проблем с АКБ. Раз в неделю посидеть в гараже, любовно перебрать, перемерять, отрегулировать батарею – приятное занятие и даже увлекательно.

Что другое можно предложить? Как очевидное – периодически разобрать составную батарею и соединить все АКБ параллельно, можно через небольшие резисторы. Заряд однократно уравняется. Делать это без разборки, скажем, переключателями – слишком сложно конструктивно и придется на время выводить всю АКБ из дежурного эксплуатационного режима.

Для сетей связи это слишком обременительно. Не только перебрать и вручную сбалансировать АКБ, но просто часто посещать места их удаленной установки. Хорошо бы как-то делать это с минимальными усилиями или вовсе без участия человека. Необходимо постоянно уравнивать заряд в процессе работы составной АКБ. Нужен прибор – балансировщик. Общее представление о проблеме в [9]

ШУНТОВОЙ БАЛАНСИРОВЩИК

Ранняя творческая мысль попыталась решить это просто. Раз на каком-то элементе составной АКБ напряжение выросло сверх допустимого, то нужно ток от этого элемента, хотя бы частично, отвести куда-нибудь. Пусть это будет нагрузочный резистор, отведем в тепло, все равно ток этот «лишний». Такие схемы более или менее удачны в смысле работоспособности, точности, были реализованы и даже получили распространение. Их авторы и само название придумали «балансировщик». На самом деле это совсем не балансировщик заряда, а ограничитель зарядного напряжения.

Рис.2. Шунтовой балансировщик.

Напряжения он выравнивает только в один момент – в конце зарядки. КПД его не обсуждается, все «лишнее» идет в тепло. Тепло это, как правило, отводить некуда и шунтовой ток выбирают в районе 50-100 мА. Понятно, что разбаланс емкости в 5Ач он не уберет или будет убирать неделю. Что можно в нем улучшить? Точнее отслеживать порог напряжения при котором включается шунт? Да, можно, но на общую энергетику это мало влияет. Увеличить ток шунта? В электромобилях тепло шунта приблизилось к киловатту и остановилось, трудно выдуть такое из зарядного устройства. Да и много энергии при зарядке пропадает впустую.

Технический тупик – частичное и малоэффективное решение. Но такие устройства сейчас широко применяются на электромобилях в системах BMS (система мониторинга батареи). Правда, задача там ставится скромно: не допустить перезаряда любой ячейки. По сигналу превышения порогового напряжения зарядное устройство отключается. При этом составная батарея остается фактически разбалансированной по заряду. Она имеет емкость равную емкости самой малой ячейки.

КОНДЕНСАТОРНЫЙ БАЛАНСИРОВЩИК

А что если к каждой ячейке подключать на время конденсатор, а потом к следующей, к следующей. Такой «бегающий конденсатор» можно организовать с помощью сложных аналоговых ключей. От ячеек с повышенным напряжением он будет заряжаться, на ячейки с пониженным – разряжаться. Будет постоянный перенос энергии и все выровняется само собой.

Рис.3. Конденсаторный балансировщик.

Умозрительная идея. Когда дело доходит до практики оказывается, что хорошо сделанный конденсаторный балансировщик переносит энергию почти никакую, уравнительный ток порядка 10мА. Были многочисленные попытки систему эту улучшить с помощью больших конденсаторов, улучшенных ключей, но практический результат не продвинулся.

Все дело в том, что энергия в конденсаторе пропорциональна квадрату напряжения. А при разряде – разности квадратов начального и конечного напряжения. Если заряженный до 12 В конденсатор запасает условно 144 единицы энергии, то при разряде до 11.9 В он отдаст всего лишь 2.4 единицы, остальная энергия в нем так и останется. Схема работает вхолостую. Очевидный тупик. Но для околонаучных статей годится [5] и такие балансировщики даже продаются, чтобы за день сбалансировать две литиевые батареи по 0.1Ач.

ПОЛУМОСТОВАЯ СХЕМА

Определенный технический рывок был достигнут с появлением полумостовой топологии балансировщика.

Рис.4. Полумостовой балансировщик.

В этой схеме два ключа поочередно подключают индуктивность (дроссель) к двум соседним АКБ, другой вывод дросселя подключен к точке соединения АКБ. При равенстве напряжений за одно и то же время ток в дросселе нарастает и спадает до одной величины. Часто весьма заметной. Как только напряжение на одной из АКБ повысится, от нее ток будет нарастать до больших значений и перетекать в АКБ с меньшим напряжением. Такая топология, например, приведена в [3]. Все вроде бы просто, и энергетика не имеет видимых ограничений.

Такие балансировщики для свинца мы изготавливали. В дросселе циркулирует ток 7-8 ампер, на полезную балансировку идет пару ампер. КПД неплохой, т.к. ток в дросселе циркулирует с малыми потерями. Но решение сложноватое и не очень дешевое.

Основной же недостаток – нужно абсолютно симметричное включение ключей по времени. Скважность двойка, как говорят в импульсной технике. К сожалению, стандартные доступные микросхемы автогенераторных драйверов такой режим не обеспечивают. Даже с индивидуальной подстройкой точка балансировки при изменении температуры и суммарного напряжения АКБ изменялась на 1%. Это не блестяще, хотя и приемлемо. Плохо еще и то, что балансировка идет только между двумя соседними ячейками.

ОБРАТНОХОДОВОЙ БАЛАНСИРОВЩИК

Не вникая глубоко в схемотехнику импульсных стабилизаторов, скажем так, что если у трансформатора несколько одинаковых вторичных обмоток, то напряжения на них (точнее ЭДС) одинаковы. Если же намотать несколько одинаковых вторичных обмоток в дросселе, то при включении первичной обмотки в магнитном поле запасается некоторая энергия, которая при выключении может быть передана во вторичные обмотки. При этом напряжение на них неопределенное, оно растет, пока не найдется кратчайший путь току и энергия не рассеется. Основной ток пойдет туда, где напряжение нагрузки меньше. Т.е., в АКБ с более низким напряжением.

Рис.5. Обратноходовой балансировщик.

По энергетике метод неплохой, можно добиться значительных балансировочных токов. Мы выпускали такие приборы для двух, четырех и восьми АКБ. Но есть две особенности. Энергия берется от всей составной батареи и перекачивается в «малые» АКБ. Но когда энергия берется, от «малых» тоже часть ее отбирается. Получается циркуляция избыточной мощности, КПД из-за этого снижается.

В разрядных цепях участвует диод. Хотя потери мощности на нем не очень велики, но они есть. И, самое неприятное, как бы мы не подбирали диоды с одинаковыми характеристиками, даже разбраковывая их по падению напряжения, сделать это можно только в одной определенной точке характеристики.
В результате, долговременную точность балансировки не удается получить лучше 1%, это порядка 200мВ разброс. Для свинца 12В терпимо, но хотелось бы лучше.

РЕВЕРСИВНЫЙ БАЛАНСИРОВЩИК

Выше уже говорилось, что многообмоточный трансформатор идеально выравнивает ЭДС на всех вторичных обмотках. Если бы соединить две АКБ через воображаемый идеальный трансформатор, предварительно преобразовав напряжение в переменное и идеально его выпрямив, то и балансировщик получился бы идеальный. На первый взгляд это невозможно, но после некоторых усилий получается.

Рис.6. Реверсивный балансировщик.

Полевой транзистор отличается от биполярного тем, что напряжение на нем падает в открытом состоянии только на внутреннем сопротивлении. Никаких барьеров напряжения. Это эквивалент резистора с сопротивлением порядка 10-20 миллиом. То же самое, и обмотки трансформатора – небольшие резисторы, по сути. На рис.6 они обозначены как Rб.

Такой балансировщик позволяет производить двунаправленный обмен энергией с нулевой погрешностью по напряжению. Ведь изменение эквивалентного сопротивления и количество витков в обмотках трансформатора при всех факторах воздействия на прибор (начальный технологический разброс, температура, старение) никак не влияет на конечную точность балансировки, может только немного изменяться ток. Кроме того, если обмоток не две, как показано на рисунке, а много, то обмен может идти между отдельными АКБ и группами АКБ одновременно в любой комбинации.

Практически достигнут КПД порядка 93-95%. Методом заинтересовались в киевском политехническом институте и провели независимый натурный тест [7] на специально подобранной сильно разбалансированной тяговой батарее транспорта. Заметно увеличился пробег с одной зарядки, и АКБ по напряжению выравниваются, хотя мощность балансировщика всего несколько процентов от рабочих мощностей.

Для составных батарей с очень большим количеством АКБ технологически трудно создать трансформатор с несколькими десятками обмоток, но и эта трудность принципиально преодолима. Можно обмениваться энергией через общую независимую шину, используя простые двух обмоточные трансформаторы.
Такой метод балансировки, по сути, и есть соединение всех АКБ параллельно через небольшой резистор. Тут нет необходимости в измерениях, точных компонентах, никак не влияет на работу температура, старение. Похоже, у этого метода есть будущее.

ПРОЧИЕ МЕТОДЫ

Недавно появилась топология резонансного балансировщика. Рассматривать подробно схему не будем, но метод заслуживает внимания. Параметры энергетики близки к обратноходовому, схема сравнительно проста и технологична, однако, позволяет работать с ограниченным количеством ячеек.

К прочим можно также отнести разработки чисто теоретические, не рассчитанные на практическое применение. Таких разработок достаточно много. Рабочие параметры таких решений ничем особо не впечатляют. Характерный признак – присутствие микропроцессора, часто довольно мощного, скоростного. Хотя, регулируемый объект достаточно инерционный, процессы там развиваются минутами или даже часами.

Едва ли стоит разбираться в этой статье подробно в таких дорогих и запутанных решениях. Часто это публикация ради публикации. Пример такого решения в [4]. Вроде бы, автор подробно ознакомился с существующими решениями, но в конце предложил еще одно, формально «новое». Для очередной публикации – годится, для практики – вряд ли.

Технически же, хорошее решение – ничего не измерять, ничего не вычислять, а опереться на простые физические процессы и константы. Поэтому, ограничимся общим пониманием что есть и другие методы, но заметного применения не они получили.

ВЫВОДЫ


Изложенное выше не претендует на особую новизну. Все новое – хорошо забытое старое. Это попытка свести в одном месте самые общие правила и сведения, напомнить о них. Прежде чем что-то эксплуатировать, полезно хоть что-то почитать об этом, усвоить основы. Эксплуатировать нужно с ясным представлением об объекте, а не вслепую.

Для предотвращения неожиданных отказов АКБ нужно контролировать режимы заряда-разряда, именно по этим параметрам выбирать UPS. Нужно уметь правильно рассчитать время автономной работы и выбрать емкость АКБ, не подвергать их воздействию запредельных температур.

АКБ нуждаются пусть в редком, но регулярном обслуживании, проверке параметров. Иначе, отказ ее может произойти для пользователя неожиданно и необъяснимо.
Для составных батарей балансировка заряда становится жизненной необходимостью. Иccледователи утверждают, что использование активной балансировки заряда позволяет продлить срок службы составной АКБ в 3-4 раза [8]. Стоит разобраться с сутью этой проблемы очень внимательно.

Ниже ссылки на доступную литературу. Публикаций сейчас довольно много, но самые интересные, из фондов IEEE Xplore, который, к сожалению, закрыт для свободного доступа, в список не вошли.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Черкашин Ю. «Зарядно-разрядные вольт-амперные характеристики аккумуляторов. Выравнивание напряжений в последовательной группе»
  2. Силовая электроника №4 2009г.
  3. Jim Williams and Mark Thoren «Developments in Battery Stack Voltage Measurement» Linear Technology AN112f/ March 2007 русскоязычная версия
  4.  https://www.researchgate.net/publication/267379236_ACTIVE_BALANCING_METHOD_FOR_BATTERY_CELL_EQUALIZATION
  5.  https://www.researchgate.net/publication/282727009_A_New_Data-Stream-Mining-Based_Battery_Equalization_Method
  6. Химические источники тока. Учебник. http://padaread.com/?book=19795&pg=1
  7. https://etks.opu.ua/?fetch=articles&with=info&id=868
  8. http://maxnetpower.com/index.php/white-papers/life-extension-through-charge-equalization-of-lead-acid-batteries
  9. https://www.compel.ru/wordpress/wp-content/uploads/2009/09/TI_AAJ_1Q2009_3.pdf

 

Вас может заинтересовать

 
585 грн 22.94 у.е.
Купить
 
671 грн 26.31 у.е.
Купить
 
912 грн 35.77 у.е.
Купить
 
1015 грн 39.80 у.е.
Купить
1 2 3 4 5 ... 27 »

Если Вы нашли ошибку в тексте, то выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter или нажмите здесь.

Сообщение об ошибке

Ошибка:

Ваш комментарий (не обязательно):

Да Отмена

Теги: , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,

Об авторе Mishchenko_ Volodymyr